Доброшкола
Семинар-совещание проводился с целью повышения качества образования, внедрения и трансляции инноваций, лучших практик в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью на территории Томской области в соответствии с распоряжением Департамента общего образования Томской области от 11.03.2024 г.
С 2022 г. МОУ «СКоШ» вступила в Национальный проект образования «Доброшкола». Было обновлено и закуплено оборудование в швейной мастерской, в кабинете «Рукоделие», в школьном тепличном комплексе, в мастерских «Печатник», «Поварское дело», в кабинете «Домоводство».
Были введены два новых класса 10-11 с профессиональным обучением.
Приглашённым гостям педагоги МОУ «СКоШ» представили свои адаптированные программы по профессиональному обучению.
Самохвалова Н.В., учитель цветоводства и декоративного садоводства, представила адаптированную рабочую программу профессионального обучения по профессии «Рабочий зелёного хозяйства» код 17351.
Программа предполагает формирование общих и профессиональных компетенций. По окончании школы обучающиеся могут применять полученные знания не только помогая родителям на даче, но и работать на озеленение города, в тепличных комплексах.
Осотова Л.В., учитель технологии «Швейное дело», представила адаптированную программу обучения по профессии «Швея» код 19601. Данная программа предусматривает обучение учащихся пошиву женской лёгкой и детской одежды со специализацией по профессии «Швея 1-2 разряда», овладение учащимися технологией пошива бытовой и специальной одежды из простых в обработке материалов.
Березина Н.П., учитель поварского дела, составила программу профессионального обучения по предмету «Поварское дело». Программа имеет коррекционно-развивающую направленность: подготовка учащихся к самостоятельному труду, формирование профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение обучающихся в производительный труд и достаточный уровень социальной адаптации в обществе. Вся работа педагога направлена на подготовку учащихся к выполнению практических заданий по профессии «Повар».
Лютенко Ю.В., учитель робототехники и информатики, представила адаптированную общеобразовательную программу по курсу «Робототехника».
Данная программа формирует конструкторскую компетентность, цифровую грамотность, знакомит с основами программирования в компьютерной среде.
Знания, полученные на уроках робототехники, помогут в повседневной и профессиональной сферах: работа с электроникой, сборка конструкции по схеме, создание алгоритма действий, работа с механизмами разного уровня сложности.
Киндт Р.В., учитель по курсу «Печатник плоской печати», представила адаптированную программу профессионального обучения «Печатник плоской печати». (профессия 16564).
Даная программа создает условия для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, путём освоения специальных трудовых приёмов по профессии «Печатник плоской печати», для более успешной социальной адаптации будущих выпускников в современном обществе.
Программа имеет практическую направленность, формирует способности обучающихся работать индивидуально или в составе бригады, выполняя производственные задания по производству полиграфической продукции и служит базой для овладения профессией.
В процессе обучения, обучающиеся знакомятся:
- с приёмами и способами обработки бумаги;
- свойствами бумаги;
- навыки работы с оборудованием, учащиеся узнают и закрепляют правила ухода за ним;
- правилами безопасной работы на оборудовании.
Внедрение профессионального обучения в школьную программу способствует успешному включению обучающихся в производительный труд и их социальной адаптации в обществе.
Семинар прошел в теплой дружественной атмосфере.
Все участники и гости семинара – совещания отметили высокий уровень организации мероприятия и интересные темы докладов.
Участники семинара поблагодарили за полученную информацию, активно задавали интересующие их вопросы.
Промежуточный мониторинг выполнения показателей реализации мероприятия, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через обновление материально технической базы отдельных общеобразовательных организаций в 2020 – 2022 годы
В 2022 году МОУ «СКоШ» вошла в шестерку школ Томской области, ставших участниками проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Теперь школа имеет лицензию на дополнительное образование и профессиональное обучение.
Большая часть бюджетных средств была направлена на модернизацию оборудования мастерских по профилям "Рабочий зеленого хозяйства", "Швея", "Повар", «Печатник плоской печати», «Вышивальщица», «Младший обслуживающий персонал». Были приобретены наборы разнообразных современных инструментов, приборов, станков, швейных машин, мебели.
В МОУ «СКоШ» трудовое обучение занимает центральное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Вопрос о роли трудового обучения и развития школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке данной группы учащихся к практической деятельности. Обучение и воспитание ориентированы на формирование адекватного отношения к окружающим, обучение детей трудовым навыкам с дальнейшей адаптацией и социализацией в самостоятельной взрослой жизни. Чем раньше начинаются организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
На сегодняшний момент можно подвести первые итоги:
- учащиеся успешно, с большим интересом работают на новом оборудовании; улучшились качественные показатели по результатам внутреннего мониторинга качества обучения;
- вырос уровень профессиональных компетенций педагогов: учителя прошли курсы повышения квалификации для работы с новым оборудованием;
- оборудование успешно используется педагогами в процессе подготовки и участия в профессиональных и творческих конкурсах, конкурсах детских работ.
В рамках реализации ФП «Современная школа» НП «Образование» в кабинете «Швейное дело» используется швейное оборудование для изготовления швейных изделий и для занятия рукоделием. Универсальные швейные машины разных марок: JANOME, оверлок, утюги для влажно-тепловой обработки, гладильная доска, раздвижные манекены, с подсветкой, специальные столы для швейных машин и хранения различной фурнитуры, удобные стулья и столы, инструменты и приспособления для разных швейных работ.
На уроках швейного дела на универсальных швейных машинах марки JANOME ученики выполняют различные строчки, как стачивающие, так и декоративные. Выполняют различные виды ремонта одежды, отшивают образцы изделий, учатся подшивать занавески, шить постельное бельё, юбки, сорочки, фартуки. Учатся выметывать петли для пуговиц, пришивать пуговицы, выполнять элементы вышивки на швейных машинах.
При работе на оверлоке ученики обрабатывают ткани и швы изделий от осыпания разными видами швов: 3-хи 4-х ниточными. Учатся шить изделия из трикотажной ткани. Работая на гладильной системе, ученики выполняют влажно-тепловую обработку изделий и декатировку тканей. Основное преимущество раздвижного манекена для шитья–это возможность настраивать на одном манекене сразу несколько размеров и подстраивать его под особенности фигуры.
Удобно и практично выглядит стилизованная примерочная, где девочки могут примерять свои изделия, не стесняясь посторонних глаз, красуясь перед зеркалом с подсветкой. «Швейное дело» теперь будет изучать гораздо интересней!
Мастерская «Зеленое хозяйство», учебный кабинет «Цветоводство и декоративное садоводство»
В рамках реализации ФП «Современная школа НП «Образование», используя приобретенное современное лабораторное оборудование, обучающиеся получат возможность расширить знания о живой природе, о многообразии растительного мира, о различных видах однолетних и многолетних цветочных культурах. Получат знания не только о биологических основах цветоводства, но и научатся осуществлять квалифицированный уход за растениями, используя специальный инвентарь, обслуживая в том числе, настольную «Чудо – грядку».
В новом учебном году учащиеся познакомятся с работой гидропонной установки, «Умной теплицей», смогут вырастить рассаду на новых стеллажах с подсветкой. Теперь изучать ландшафтный дизайн и выращивать растения школьники смогут круглогодично!
Обучающиеся смогут применить полученные знания и умения в самостоятельной практической деятельности как в домашних условиях и ведения своего приусадебного хозяйства, так и в осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов.
Мастерская «Домоводство», кабинет «Поварское дело»
В мастерской «Домоводство» учащиеся получат навыки работы по дому, ведения домашнего хозяйства, умения устраивать свой быт и пользоваться простейшими бытовыми приборами. Предмет «Младший обслуживающий персонал» познакомит с профессиями обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения и уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание услуг населению в создании комфортной среды. Для формирования практических навыков и умений приобретено и установлено оборудование: многофункциональная тележка с набором приспособлений для уборки. Процесс ухода за бельем оснащен всем необходимым – от стиральной машины до гладильной системы и отпаривателя.
Зона приготовления пищи и ухода за кухонным инвентарем появилась в кабинете «Поварское дело» и оснащена набором современной столовой посуды и техники.
Этот кабинет – одно из самых любимых мест в школе для ребят. Сюда они бегут с удовольствием и вдохновением. Это удивительное место, в котором в этом году появились совершенно незнакомые и такие нужные бытовые приборы – помощники и волшебники современной кухни: миксер, пароварка, тестомес, хлебопечь, мультиварка, электрическая мясорубка, посудомоечная машина.
Мастерская «Печатник»
В мастерской, благодаря проекту «Доброшкола», учащиеся получат профессию «Печатник плоской печати», осваивая специальное оборудование: брошюратор, обрезчик углов, штрихавальную машину, переплетный станок, беговщик– перфоратор и другие. Ребята воодушевлены возможностью самолично изготовить блокноты, визитки, поздравительные открытки, подарочные изделия.
Для более качественного психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда пополнились новым оборудованием и программным обеспечением: сенсорно – тактильными наборами, «Умным зеркалом» для развития речевого аппарата, 2 сенсорными столами для развития всех компонентов речевой системы и психических процессов, логотерапевтическим комплексом «Комфорт Лого или эквивалент», методическими пособиями для постановки правильного звукопроизношения и многим другим.
Учителя - логопеды по достоинству оценили возможность использования программ «Логовест»; а детей не оторвать от занятий на сенсорном столе.
Кабинет психолога – педагога пополнился набором для работы с аутистами, набором звучащих шаров Вальда, развивающими панелями, дидактическими пособиями и обучающими играми по развитию зрительного, слухового восприятия, эмоционально – волевой сферы и другими.
Малышам очень нравится набор «Сенсорики», а старшеклассников заинтересовали «Правила этикета».
Кабинет «Робототехники»
Благодаря ФП «Современная школа» НП «Образование» в 2022 - 2023 учебном году в МОУ «СКоШ» появилось новое образовательное пространство – кабинет «Робототехники». На урок робототехники ученики 2-9 классов идут с особенным удовольствием, так как каждый день здесь открывают для себя что – то новое.
Многопользовательский сенсорный стол притягивает ребят к себе как магнитом, что позволяет учителю эффективно вовлечь их в образовательную деятельность. В игровой форме, конструируя «Умные» игрушки, учащиеся изучат базовые принципы программирования на компьютере, освоят первичные навыки работы с механизмами (с моторами и датчиками).
В рамках проекта "Доброшкола":
1. Обновлена материально-техническая база путем оснащения:
- учебных кабинетов для реализации предметной области «Технология» по направлениям «Швейное дело», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Робототехника», «Домоводство»;
- мастерских «Печатник», «Рукоделие», «Зеленое хозяйство», «Поварское дело» для расширения предметной области «Технология» по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам;
- помещений психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью (кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда).
2. Разработаны и внедрены:
- адаптированная основная общеобразовательная программа «Подготовка младшего обслуживающего персонала»;
- адаптированные дополнительные общеобразовательные программы: «Петелька», «Азбука текстиля», «Развивающая игрушка», «Зеленое хозяйство», «Юный эколог», «Печатник», «Поварское дело»;
обновлены коррекционно-развивающие программы:
- Развитие когнитивных процессов и формирование базовых учебных действий (БУД) у учащихся 1-6 классов;
- «Развитие и коррекция сенсорной деятельности у учащихся со сложной структурой дефекта»;
- «Развитие лексико-грамматической стороны речи у учащихся 1-6 классов».
3. Повысили квалификацию в части реализации адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью с использованием обновленной материально-технической базы 100% педагогических работников.
4. Увеличена доля обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, продолживших обучение после окончания школы по программам профессионального обучения
5. Увеличена доля обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, охваченных психолого-педагогическим сопровождением и продолживших реабилитацию и интеграцию после окончания школы в общественной организации «Добродея».
6. Расширены сетевые взаимодействия с общественными организациями, предприятиями, социальными партнерами по вопросам профессионально-трудового обучения (Центр дополнительного образования детей (МОУДО «ЦДОД»), Детский эколого-биологический центр (МОУДО «ДЭБЦ»), ООО «Стрежевой теплоэнергоснабжение» (ООО «СТЭС»), общество с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное управление» (ООО «ТПУ»), индивидуальный предприниматель ателье «Стрекоза», находящиеся на территории городского округа Стрежевой, Томский техникум социальных технологий (ТТСТ) и Томский сельскохозяйственный техникумом (ТСТ).
7. Создан банк методических разработок по предметной области «Технология», адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов по коррекционно-педагогическому сопровождению (размещены на сайте школы, раздел «Доброшкола»).